Свободная или самостоятельная игра имеет большое значение для развития детей. К такой игре можно отнести различную деятельность, которая не является обучающей, не направлена на решение практических задач, которая определяется ребёнком по своему усмотрению.
Взрослые не должны контролировать самостоятельную игру, правила в ней устанавливаются детьми.
Какими бывают свободные игры:
- игры с конструкторами, машинками, куклами и т.п.
- игры в детском городке, турники, качели
- творческая деятельность без каких-либо заданий — раскраски, рисунки, лепка и др.
- занятия с книгами, но не в качестве домашнего задания.
При этом занятия с электронными игрушками нельзя отнести к свободной игре.
Американская академия педиатрии (AAP) в своём докладе указала на положительные стороны самостоятельной игры, которая даёт ребёнку возможность:
- применять креативные способности
- развивать фантазию
- развивать навыки социального взаимодействия
- справляться с тревожными эмоциями
- гибко реагировать на различные конфликтные ситуации, решать их
- принимать решения в зависимости от обстоятельств
- адаптироваться в школе и детском саду
В процессе игры дети учатся управлять эмоциями, впоследствии этот навык пригодится в реальной жизни.
Зачастую свободная игра сочетается и с физической нагрузкой, что весьма полезно для здоровья детей.
В настоящее время родители стараются распланировать режим дня ребёнка, в результате чего времени на свободную игру почти не остаётся.
Если оно и есть, то дети уже устали после насыщенного занятиями дня.